Заказать звонок
Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня
×
Финансовый архив как первый этап вступления в налоговый мониторинг

Финансовый архив как первый этап вступления в налоговый мониторинг

28.05.2025
Налоговый мониторинг начал действовать в России еще в 2015 году, когда в силу вступили изменения НК РФ. По сути, это одна из форм налогового контроля, только проверки проводятся в онлайн-режиме на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, а также его бухгалтерской и налоговой отчетности.
Основная задача налогового мониторинга — построить эффективное взаимодействие налогоплательщика с проверяющим органом, используя при этом современные информационные технологии.
Количество участников налогового мониторинга
* Норма действует для организаций, заключивших СЗПК после 28.06.2022 — даты вступления в силу изменений в закон № 69-ФЗ, внесенных Федеральным законом № 226-ФЗ от 28.06.2022
Чтобы вступить в налоговый мониторинг, необходимо одновременно выполнить следующие требования:
  • минимальная совокупная сумма налогов должна быть 80 млн рублей;
  • общая сумма доходов — от 800 млн рублей;
  • суммарные активы — не менее 800 млн рублей.
Участие в налоговом мониторинге не только освобождает организацию от проверок, но и позволяет исключить штрафы и пени, уменьшить число запрашиваемых документов, возместить НДС, оптимизировать налоговые функции, повысить доверие со стороны налоговых органов и сократить время мониторинга.
Однако чтобы осуществить переход, следует навести порядок в архивах документов. Это первый и самый важный шаг, который должна сделать компания при подготовке. Без единой системы хранения документов процесс перехода на налоговый мониторинг усложняется.
Здесь на помощь приходит финансовый архив, который структурирует всю документацию, а также позволяет управлять доступом и процессом согласования документов, которые можно передавать в налоговую витрину. Вторая ключевая задача данного решения — оперативная передача документов. Например, если налоговая витрина интегрируется с ERP-системой, компания будет упираться в 30-секундное ограничение, за которое ей надо предоставить некоторые документы в зависимости от сложности выборки.
Таким образом, создание единого источника документов — первый и один из ключевых этапов подготовки к налоговому мониторингу.
Давайте с вами рассмотрим, какие еще задачи решает финансовый архив, в чем его преимущества, и когда компаниям необходимо задуматься о его внедрении. 

Какие задачи решает финансовый архив при переходе на налоговый мониторинг

Финансовый архив — это единое хранилище электронных и бумажных первичных учетных документов. Современные решения позволяют быстро находить нужную документацию, создавать подборки как для внутренних, так и для внешних проверок.
Какие еще задачи решает финансовый архив:
Централизованное хранение документов;
Объединение и хранение документов из разных источников — ЭДО, бумага, ERP и т. д., что позволяет избавиться от бесконечного дублирования документации;
Быстрый поиск документов — есть как атрибутивный поиск, который выполняется по атрибутам карточки документа, так и полнотекстовый, предусматривающий автоматическую обработку содержания документа для его нахождения по тому или иному запросу;
Поддержка работы с электронными подписями;
Контроль и управление доступом — можно настраивать политику доступа к первичным учетным документам и к архиву как для компании, так и для налогового органа через налоговую витрину;
Интеграция с другими системами;
Контроль версий и история изменений — есть возможность отслеживать изменения, которые вносятся в документ, с сохранением истории операций внутри системы.
Стоит отметить, что с внедрением налогового мониторинга финансовые архивы перестают быть конечным звеном работы с документами и превращаются в ключевой элемент взаимодействия с ФНС.
Схема взаимодействия систем
Итак, с задачами финансового архива мы разобрались. Теперь давайте узнаем, в каких случаях компаниям следует задуматься о его внедрении в ИТ-инфраструктуру.
Создание единой системы хранения документов неизбежно, если:
  • Текущие решения по хранению финансовой документации не позволяют доработать или произвести нужные интеграции с налоговой витриной, а также другими корпоративными информационными системами;
  • Отсутствует единый финансовый архив, а все документы хранятся в разрозненных системах и имеют проблемы с их выгрузкой;
  • Стоит задача по замещению уже имеющегося архива, в том числе с учетом требований к архиву для вступления в налоговый мониторинг;
  • Нет возможности выполнять требования ФНС по предоставлению доступа к первичным учетным документам в рамках существующего архива.
Если хотя бы один из пунктов совпал, следует заранее позаботиться о внедрении финансового архива.
Какие преимущества получит компания от внедрения финансового архива:
Безопасное хранение данных;
иконка рука подписывает документ
Автоматический контроль — решение предусматривает автоматизацию процессов, связанных с хранением документов, в том числе их проверок;
иконка щит защита
Единый источник правды — вся документация находится в одном хранилище, больше не придется искать нужный документ в десятках разрозненных систем;
иконка щит защита
Прозрачность системы для самой организации в целях минимизации рисков;
иконка щит защита
Интеграция со справочником СПВДОК — позволяет унифицировать электронные документы для передачи в АИС «Налог 3»;
иконка щит защита
Бесшовный доступ к первичным документам из витрины налогового мониторинга;
иконка щит защита
Разграничение доступа для компании и налогового органа.

Налоговый мониторинг: статистика и перспективы развития

Обратите внимание: если вы планируете вступить в налоговый мониторинг в 2026—2028 году, то подготовку следует начинать уже сейчас, чтобы успеть решить задачу с архивом и выбрать подходящую для компании налоговую витрину. 

Подведем итоги

Налоговый мониторинг — выгодная для бизнеса форма налогового контроля. С ее помощью снижается вероятность и количество штрафов и пени, оптимизируются налоговые функции и не только. Поэтому российским компаниям нужно «держать руку на пульсе» и активно изучать вопросы, связанные с подготовкой и вступлением.
Однако без централизованного архива процесс налогового мониторинга становится сложным и затратным. Финансовый архив обеспечивает так называемый «бесшовный» доступ к первичным учетным документам, позволяя выполнить требования по скорости предоставления этих данных, и исключается дублирование подтверждающей документации.
Еще больше полезной информации в наших соцсетях